Блог Noroots о технологиях в юриспруденции

Ущерб на миллиард, а компенсация копейки: как юрист нашел риски в договоре через ИИ

Недавно в Подмосковье сгорел склад «Чердак», где многие блогеры и предприниматели хранили свои ценные вещи. Общий ущерб оценивается почти в миллиард рублей. Среди пострадавших оказалась управляющий партнёр «Зарцын и партнёры» Людмила Харитонова, потеряв свои вещи в этом пожаре, она решила проверить через сервис noroots договор со складом — рассказываем, что удалось выяснить.

«Почти никто из нас не читал договор»

Пожар на складе сервиса хранения «Чердак» стал шоком для сотен клиентов — огонь охватил около 15 тысяч квадратных метров. И чего там только не было: от дизайнерской мебели до брендовой одежды и редких коллекций. Кто-то хранил вещи на время ремонта, кто-то — сезонные гардеробы, антиквариат, технику. Склад считался надёжным: тёплое помещение, охрана, страховка, автоматизация.

Людмила Харитонова, управляющий партнёр «Зарцын и партнёры», пользовалась складом с начала пандемии, размещая там офисную мебель и декор своего бизнеса.
«Мы вывезли содержимое офиса и хранили там последние годы. Что-то мы увозили, что-то наоборот привозили, и состояние всегда была отличное: всё целое и сухое», — отмечает Людмила.
Источник: Прокуратура Московской области
Наша собеседница, как и большинство клиентов, доверяла компании и сдала вещи, не задумываясь о возможных рисках. И вот случился пожар — всё сгорело безвозвратно. Вопрос о компенсации никто серьёзно не рассматривал при заключении договора: поручили проверку подчинённым, но даже самые опытные из них не обратили внимание на важные условия перед подписанием.
«Будем честны: договор в момент передачи вещей почти никто не читал. Обычно на это нет времени и нет привычки. Люди в чате пострадавших не могли объяснить себе: как могли отдать ценные вещи без страховки и без подтверждения ответственности сервиса».

В чём оказался подвох

«Чердак» сообщил о пожаре только спустя несколько дней, пообещав решить вопрос с компенсацией после завершения расследования. Но, когда Людмила решила проверить договор уже после пожара, обнаружила неприятный сюрприз: сервис хранения вещей практически не несёт ответственности перед клиентами. Если компенсация за потерю имущества и будет, то окажется минимальной. А вообще по прогнозам экспертов, «Чердак» может обанкротиться, и тогда пострадавшие останутся ни с чем.
На сайте «Чердака» написано, что предполагается базовая страховка имущества, но далеко не каждого — предметы искусства, одежду и аксессуары, ювелирные изделия, раритетные вещи, самозапечатанные коробки и их содержимое не страхуют. А ведь именно это и хранили большинство пострадавших.
«По договору сумма компенсации минимальная — 1000 рублей за квадратный метр. А должно быть иначе: вещи нужно застраховать в соответствии с их ценностью», — подчёркивает юрист.
Что думают по этому поводу эксперты:

Проверка договора на риски через нейросеть

Людмила проверила договор через noroots: загрузила и указала ключевые моменты (ответственность сервиса хранения вещей, условия страхования, ограничение сумм компенсации), которые необходимо проанализировать.
На скринах договора об оказании услуг сервиса хранения вещей «Чердак» видно, какие пункты вызывают вопросы. Следом система предлагает предложения по улучшению этих условий — от минимальной компенсации до полноценного страхования имущества.

Такой анализ помогает заранее выявить подводные камни и принимать решения, которые реально защищают ваши интересы. Сервис выдаёт полную картину по договору:

  1. Подсвечивает базовые риски.
  2. Проверяет по установленным экспертами правилам.
  3. Проверяет по собственным правилам.
Людмила Харитонова убедилась на собственном опыте: каким бы простым ни казался вопрос, всегда стоит внимательно смотреть, что подписываешь.
«Потратьте три минуты, чтобы изучить договор и убедиться, что всё чисто».
Проверьте и вы договор, который вызывает сомнения, воспользовавшись пятью бесплатными попытками.


Статьи